СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Этапы подготовки и реализации занятия | Действия педагога дополнительного образования |
Подготовка оборудования и организация рабочих мест обучающихся | Педагог подготовил необходимые оборудование или раздаточные материалы для каждого ученика до занятия |
Педагог потратил время на занятии, чтобы подготовить необходимое оборудование, раздаточный материал или ничего не подготовил | |
Мотивация обучающихся | Педагог задал направление работы обучающихся, настроил их на активную деятельность. Рассказал, каких полезных для жизни результатов достигнут на занятии |
Не мотивировал учеников | |
Сообщение темы занятия | Учащиеся сформулировали тему занятия самостоятельно |
Педагог сообщил тему занятия | |
Сообщение целей занятия | Педагог сформулировал на понятном для учащихся языке три группы целей: образовательные, развивающие и воспитательные. Педагог в целях учел индивидуальные образовательные возможности учащихся |
Педагог сформулировал одну группу целей (например, только образовательные). Индивидуальные возможности не учел | |
Актуализация имеющихся у обучающихся знаний | Педагог провел актуализацию имеющихся у школьников знаний, умений, способов действий |
Педагог пропустил этап актуализации | |
Подведение промежуточных целей и результатов | Педагог сформулировал цели и подвел итоги для промежуточных этапов |
Педагог не сформулировал цели и результаты промежуточных этапов, не подвел итоги | |
Контроль активности учеников | Педагог проконтролировал и поощрил активность учеников. Ученики активны |
Педагог проконтролировал активность учеников один или два раза. Ученики малоактивны ИЛИ Активность не проконтролировал. Ученики пассивны |
|
Организация самостоятельной работы | Педагог полностью использовал возможность самостоятельной работы: вовремя организовал, смотивировал учеников, рассказал критерии оценки или самооценки самостоятельной работы, прокомментировал оценку |
Педагог частично использовал возможности самостоятельной работы: ее на занятии было недостаточно, не прокомментировал критерии до того, как оценил результаты. ИЛИ Самостоятельную работу не организовал |
|
Анализ ошибок учеников, организация самоанализа | Педагог корректно объяснил, как исправить недочеты. Мотивировал учеников провести самоанализ |
Педагог некорректно прокомментировал недочеты, раскритиковал не выполнение задания, а личностные качества ученика, не предложил найти и объяснить ошибки | |
Оценка работы обучающихся на занятии | Педагог оценил работу учеников объективно, аргументировал по критериям. Критерии ученики знали заранее |
Оценил объективно, но не аргументировал. Критерии оценки ученикам неизвестны | |
Актуализация внимания обучающихся | Педагог проконтролировал уровень внимания учеников на разных этапах занятия, поддержал внимание |
Не проконтролировал уровень внимания ИЛИ использовал приемы, которые не повышали внимание учеников | |
Отработка умений и способов действий | Педагог выбрал задания, которые способствовали усвоению повторению главного в теме |
Педагог выбрал задания, которые частично или совсем не способствовали усвоению/повторению главного в теме | |
Индивидуализация обучения | Практические задания соответствовали индивидуальному уровню освоения программы учащимися, педагог использовал разноуровневые задания |
Практические задания не соответствовали индивидуальному уровню освоения программы учащимися, педагог не использовал разноуровневые задания | |
Разъяснение заданий | Педагог разъяснил обучающимся, как выполнить и оформить практические задания |
Педагог не разъяснил обучающимся, как выполнить и оформить практические задания | |
Оценка времени, которое обучающиеся тратят на задание | Педагог выбрал задания для обучающихся, в которых учел примерные затраты времени на его выполнение. Затраты времени соответствовали возможностям обучающихся |
Педагог выбрал задания для обучающихся, в которых не учел примерные затраты времени на его выполнение. Затраты времени не соответствовали возможностям обучающихся | |
Последовательность этапов занятия | Педагог логично изложил материал. Этапы занятия последовательны |
Педагог допустил логические ошибки в изложении материала. Этапы занятия непоследовательны | |
Контроль времени на занятии | Педагог рационально использовал время занятия, не отвлекался на посторонние разговоры с обучающимися, контролировал каждый этап и время занятия |
Педагог нерационально использовал время занятия | |
Подведение итогов занятия | Педагог мотивировал учеников подвести итоги занятия. Учащиеся подвели итоги занятия в соответствии с целями и задачами занятия, рассказали, каких образовательных результатов достигли |
Педагог подвел итог занятия. Цели, задачи, планируемые результаты обучения с итогом работы не сопоставил ИЛИ Педагог и ученики не подвели итоги |
|
Рефлексия | Педагог использовал на занятии приемы рефлексии. |
Педагог не провел рефлексию | |
Воспитание интереса к занятиям кружка/секции | Педагог воспитывал интерес учащихся к занятиям: предлагал нестандартные задания, мотивировал, работал индивидуально с учениками и др. |
Интерес учащихся к занятиям не формировал | |
Формирование универсальных учебных действий (УУД) | Педагог формировал или развивал УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные |
Педагог не формировал УУД | |
Взаимоотношения педагога и учащихся | Педагог создал на занятии благоприятную обстановку, школьникам эмоционально комфортно, отношения уважительные, открытые |
Эмоциональный климат неблагоприятный (педагог авторитарен, излишне критикует учеников или не поддерживает дисциплину, попустительствует учащимся и т. д.) | |
Целесообразность использования технических средств обучения (ТСО) | Педагог использовал ТСО, которые повышают качество образовательных результатов |
Педагог неоправданно использовал ТСО (больше развлекали, чем обучали или были сложными для обучающихся) | |
Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии | Педагог соблюдал требования к освещению, температурному и воздушному режиму, к технике безопасности, провел инструктаж по технике безопасности и пр. |
Педагог не соблюдал требования, инструктаж не проводил | |
Организация физкультминутки на занятиях | Педагог провел физкультминутку, содержание и форма физкультминутки связаны с тематикой занятия, оптимально выбрал время проведения физкультминутки |
Педагог не провел физкультминутку | |
Наличие признаков переутомления у обучающихся | Педагог спланировал занятие и выбрал задания, которые не повысили утомляемость учеников |
Педагог выбрал слишком сложные задания, не провел физкультминутку и не предотвратил повышенную утомляемость | |
Учет ранее высказанных замечаний и рекомендаций педагогом (при наличии) | Педагог устранил недочеты, которые были на предыдущих занятиях |
Педагог не обратил внимания на замечания и пожелания эксперта, который оценивал предыдущее занятие. Ошибки повторил |