СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Этапы подготовки и реализации занятия Действия педагога дополнительного образования
Подготовка оборудования и организация рабочих мест обучающихся Педагог подготовил необходимые оборудование или раздаточные материалы для каждого ученика до занятия
Педагог потратил время на занятии, чтобы подготовить необходимое оборудование, раздаточный материал или ничего не подготовил
Мотивация обучающихся Педагог задал направление работы обучающихся, настроил их на активную деятельность. Рассказал, каких полезных для жизни результатов достигнут на занятии
Не мотивировал учеников
Сообщение темы занятия Учащиеся сформулировали тему занятия самостоятельно
Педагог сообщил тему занятия
Сообщение целей занятия Педагог сформулировал на понятном для учащихся языке три группы целей: образовательные, развивающие и воспитательные. Педагог в целях учел индивидуальные образовательные возможности учащихся
Педагог сформулировал одну группу целей (например, только образовательные). Индивидуальные возможности не учел
Актуализация имеющихся у обучающихся знаний Педагог провел актуализацию имеющихся у школьников знаний, умений, способов действий
Педагог пропустил этап актуализации
Подведение промежуточных целей и результатов Педагог сформулировал цели и подвел итоги для промежуточных этапов
Педагог не сформулировал цели и результаты промежуточных этапов, не подвел итоги
Контроль активности учеников Педагог проконтролировал и поощрил активность учеников. Ученики активны
Педагог проконтролировал активность учеников один или два раза. Ученики малоактивны
ИЛИ Активность не проконтролировал.
Ученики пассивны
Организация самостоятельной работы Педагог полностью использовал возможность самостоятельной работы: вовремя организовал, смотивировал учеников, рассказал критерии оценки или самооценки самостоятельной работы, прокомментировал оценку
Педагог частично использовал возможности самостоятельной работы: ее на занятии было недостаточно, не прокомментировал критерии до того, как оценил результаты.
ИЛИ Самостоятельную работу не организовал
Анализ ошибок учеников, организация самоанализа Педагог корректно объяснил, как исправить недочеты. Мотивировал учеников провести самоанализ
Педагог некорректно прокомментировал недочеты, раскритиковал не выполнение задания, а личностные качества ученика, не предложил найти и объяснить ошибки
Оценка работы обучающихся на занятии Педагог оценил работу учеников объективно, аргументировал по критериям. Критерии ученики знали заранее
Оценил объективно, но не аргументировал. Критерии оценки ученикам неизвестны
Актуализация внимания обучающихся Педагог проконтролировал уровень внимания учеников на разных этапах занятия, поддержал внимание
Не проконтролировал уровень внимания ИЛИ использовал приемы, которые не повышали внимание учеников
Отработка умений и способов действий Педагог выбрал задания, которые способствовали усвоению повторению главного в теме
Педагог выбрал задания, которые частично или совсем не способствовали усвоению/повторению главного в теме
Индивидуализация обучения Практические задания соответствовали индивидуальному уровню освоения программы учащимися, педагог использовал разноуровневые задания
Практические задания не соответствовали индивидуальному уровню освоения программы учащимися, педагог не использовал разноуровневые задания
Разъяснение заданий Педагог разъяснил обучающимся, как выполнить и оформить практические задания
Педагог не разъяснил обучающимся, как выполнить и оформить практические задания
Оценка времени, которое обучающиеся тратят на задание Педагог выбрал задания для обучающихся, в которых учел примерные затраты времени на его выполнение. Затраты времени соответствовали возможностям обучающихся
Педагог выбрал задания для обучающихся, в которых не учел примерные затраты времени на его выполнение. Затраты времени не соответствовали возможностям обучающихся
Последовательность этапов занятия Педагог логично изложил материал. Этапы занятия последовательны
Педагог допустил логические ошибки в изложении материала. Этапы занятия непоследовательны
Контроль времени на занятии Педагог рационально использовал время занятия, не отвлекался на посторонние разговоры с обучающимися, контролировал каждый этап и время занятия
Педагог нерационально использовал время занятия
Подведение итогов занятия Педагог мотивировал учеников подвести итоги занятия. Учащиеся подвели итоги занятия в соответствии с целями и задачами занятия, рассказали, каких образовательных результатов достигли
Педагог подвел итог занятия. Цели, задачи, планируемые результаты обучения с итогом работы не сопоставил
ИЛИ Педагог и ученики не подвели итоги
Рефлексия Педагог использовал на занятии приемы рефлексии.
Педагог не провел рефлексию
Воспитание интереса к занятиям кружка/секции Педагог воспитывал интерес учащихся к занятиям: предлагал нестандартные задания, мотивировал, работал индивидуально с учениками и др.
Интерес учащихся к занятиям не формировал
Формирование универсальных учебных действий (УУД) Педагог формировал или развивал УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные
Педагог не формировал УУД
Взаимоотношения педагога и учащихся Педагог создал на занятии благоприятную обстановку, школьникам эмоционально комфортно, отношения уважительные, открытые
Эмоциональный климат неблагоприятный (педагог авторитарен, излишне критикует учеников или не поддерживает дисциплину, попустительствует учащимся и т. д.)
Целесообразность использования технических средств обучения (ТСО) Педагог использовал ТСО, которые повышают качество образовательных результатов
Педагог неоправданно использовал ТСО (больше развлекали, чем обучали или были сложными для обучающихся)
Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии Педагог соблюдал требования к освещению, температурному и воздушному режиму, к технике безопасности, провел инструктаж по технике безопасности и пр.
Педагог не соблюдал требования, инструктаж не проводил
Организация физкультминутки на занятиях Педагог провел физкультминутку, содержание и форма физкультминутки связаны с тематикой занятия, оптимально выбрал время проведения физкультминутки
Педагог не провел физкультминутку
Наличие признаков переутомления у обучающихся Педагог спланировал занятие и выбрал задания, которые не повысили утомляемость учеников
Педагог выбрал слишком сложные задания, не провел физкультминутку и не предотвратил повышенную утомляемость
Учет ранее высказанных замечаний и рекомендаций педагогом (при наличии) Педагог устранил недочеты, которые были на предыдущих занятиях
Педагог не обратил внимания на замечания и пожелания эксперта, который оценивал предыдущее занятие. Ошибки повторил